Лучшие курсы
ПОКУПКА I ПРОДАЖА
USD 2.550 2.638
EUR 2.950 3.096
RUB100 3.270 3.495
НБРБ
25.09.2020
USD 2.6042
EUR 3.0359
RUB 100 3.3779
Ваш город
Беларусь

Электромобили к 2030 году могут заменить около 20% обычного транспорта в мире

0
5794
07.04.2020 17:29
Шрифт:
  • -
  • +
На трассах мы будем двигаться в сторону увеличения мощности, чтобы экономить время автолюбителей. Электромобили к 2030 году могут заменить около 20% обычного транспорта в мире Снижение загрязнения воздуха, повышение потребления электроэнергии в стране в связи с вводом БелАЭС, внедрение новых технологий - у электромобилей, по мнению экспертов, есть множество плюсов. Но покупателей, конечно, в первую очередь волнуют стоимость и инфраструктура. ЕЭК обнулила таможенную пошлину на электромобили, глава государства подписал указ, предусматривающий освобождение от уплаты НДС и другие льготы. По оценке Минэкономики, экономия при покупке и эксплуатации электромобиля в связи с этим может составить Br15-30 тыс. Активно развивается сеть электрозарядных станций на территории Беларуси. О перспективах электротранспорта в стране и прогнозах на будущее с корреспондентом БЕЛТА побеседовал заместитель генерального директора ПО "Белоруснефть" Андрей Котик.

- Андрей Богданович, как развивается рынок электротранспорта в мире? Как вы оцениваете его перспективы через 10-20 лет?

- В мире динамика более чем впечатляющая. Это касается как количества электромобилей, так и строительства электрозарядных сетей. Если раньше прирост на полмиллиона электромобилей происходил за шесть лет, то теперь буквально за шесть месяцев. В 2020 году во всем мире по дорогам будут ездить более 10 млн электромобилей. Для сравнения: еще в 2016 году их насчитывалось менее 2 млн. Сегодня в мире есть уже миллион зарядных станций, при этом растет их количество и мощность.

Автопроизводители вкладывают значительные средства в это направление. Например, Volkswagen увеличил в последнее время объем инвестиций до 90 млрд евро, BMW - до 33 млрд евро. Практически все крупные бренды планируют в ближайшей перспективе частичную замену модельного ряда выпускаемого транспорта. В частности, сектор разработки компании Mercedes заявил о том, что они планируют развивать именно электромобили, а не автомобили с двигателем внутреннего сгорания.

Есть такой показатель, как точка паритета. Когда она будет достигнута, электромобиль и автомобиль с двигателем внутреннего сгорания с такими же техническими характеристиками будут стоить одинаково. В 2017 году прогнозировалось, что этот момент наступит в 2026-м. В 2018 году прогноз сдвинулся на 2024-й, а в 2019-м сместился на 2022-й. Так что, даже сопоставив прогнозы, можно увидеть, насколько ускорилось развитие этого сегмента рынка. Если два года назад преобладало мнение, что электромобилей в мире будет немного, то по нынешним прогнозам к 2030 году их доля составит около 20% от общего количества транспорта. Замечу, что для Беларуси 20% - это около 600 тыс. электромобилей, обеспечивающих суммарное ежегодное потребление около 2,5 млрд кВт.ч. Для понимания масштаба, это всего на 0,3 млрд кВт.ч меньше, чем суммарное потребление таких гигантов, как БМЗ и "Беларуськалий".


По оценке Euler Hermes, в 2020 году в мире будет продано 90,4 млн новых автомобилей, из них 2,5 млн составят электромобили (чуть менее 3%). К 2030 году, согласно прогнозам, каждый второй продаваемый автомобиль будет на электрической тяге.


- С чем связаны такие прогнозы?

- Электромобиль - более эффективное транспортное средство, что выражается в коэффициенте полезного действия. У электродвигателя он равняется 90%, у самого эффективного двигателя внутреннего сгорания (дизельного) - это лишь 40%. Важно и то, что для электромобиля требуется гораздо меньше запчастей. Профессия "автослесарь" даже находится под угрозой исчезновения из-за появления этого вида транспорта.

Кроме того, электромобили вносят довольно большой вклад в защиту экологии. Зеленая экономика, защита природы - они соответствуют всем трендам. Выбросы от транспорта вызывают у людей проблемы со здоровьем, а электромобили помогут это предотвратить. В совокупности с возобновляемыми источниками энергии они будут способствовать формированию современного экологичного общества.

Усиливается давление на традиционный углеводородный транспорт в различных городах и странах, которые настаивают на полном запрете в ближайшие 10-20 лет продаж новых автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Эти нормы не только оказывают косвенное давление на автопроизводителей, заставляя их выводить на рынок более экологичные автомобили, но и приводят к изменениям в поведении потребителей, желающих вкладывать средства на перспективу.

Технологически двигатель внутреннего сгорания в своем развитии очень близок к пику, тогда как электромобильная отрасль находится на пороге так называемого окончания начала. Электромобили становятся мейнстримом, выходят из ранней стадии роста. Такое положение вещей вызвано увеличением плотности энергии в литийионных батареях и соответствующим снижением их стоимости. В настоящее время в большинстве электрокаров используются батареи с плотностью около 250 Вт.ч/кг, однако некоторые компании уже готовы к выходу на рынок батарей с показателем 350 Вт.ч/кг. Темпы изменения цен также впечатляют. Свежий прогноз Bloomberg NEF фиксирует падение цены со $156/кВт.ч в 2019 году до $135/кВт.ч в 2020-м.

Словом, электромобили постепенно дешевеют, причем существенно. И их характеристики улучшаются. Если в 2015 году мы видели на рынке электромобили с пробегом 150-170 км, то сегодня, как правило, это уже 300 км за ту же стоимость. Так что, думаю, буквально через 5-6 лет на дорогах будет совершенно другая картина. Подтверждение тому - развитие этого направления в разных странах. В Норвегии число электромобилей достигло 300 тыс. и составляет 10% от общего количества транспорта. А в соседней Украине буквально за два года их число выросло до 30 тыс.

- За последнее время белорусским покупателям электромобилей был предоставлен целый ряд льгот. Какой эффект вы ожидаете от этих мер? Какой сегмент белорусского рынка могут занять электромобили в ближайшие десятилетия?

- Наши автолюбители, сравнивая покупку электромобиля и авто с двигателем внутреннего сгорания, будут в первую очередь оценивать эффективность. Экономическая составляющая складывается из двух факторов - стоимости электромобиля и стоимости владения им. Сегодня электромобили дороже, чем обычные авто. Отмена НДС указом Президента и таможенной пошлины решением ЕЭК делает покупку более выгодной.

Стоимость владения отличается в пользу электромобиля. Для сравнения, если взять электромобиль Skoda Citigo и авто Skoda того же класса с двигателем внутреннего сгорания, то при передвижении около 20 тыс. км в год владелец электромобиля буквально за 2-2,5 года вернет разницу в цене.


В Беларуси сейчас 350 электромобилей. К концу года мы уже можем увидеть цифру в 2 тыс. Наш прогноз к 2025 году - около 100 тыс. электромобилей. Соответственно к 2028-2030 году их количество приблизится к 300-400 тыс.


- Как в Беларуси обстоят дела с инфраструктурой для электромобилей?

- Обнуление таможенных пошлин и льготы по указу Президента, разумеется, приведут к росту числа электромобилей. Возрастет и спрос на услуги заряда, а значит, количество зарядных станций будет расти экспоненциально. Должен отметить, что их могут устанавливать любые юрлица и физлица. Никаких законодательных и технических ограничений сегодня нет, электроэнергия доступна везде. Это большое преимущество.

Первые зарядные станции "Белоруснефть" устанавливала еще в 2014 году, а в 2018-м стала государственным оператором по созданию в Беларуси зарядной сети для электромобилей. На тот момент в сети компании было 18 ЭЗС, сейчас их 264. Наша сеть может потенциально обслуживать около 9 тыс. электромобилей. Указом Президента было поручено нарастить объем инвестиций, увеличить количество зарядных станций, с чем мы, считаю, успешно справились.

Нужно отметить последовательную политику государства. В первую очередь был сделан акцент на развитие фундаментальной сети, а уже затем принят указ о стимулировании закупки электромобилей. Своевременность этого решения подчеркивается тем, что на рынок выходит большое количество электромобилей потребительского сегмента (уровень цен - 20-30 тыс. евро). Это позволит увеличить количество электротранспорта на наших дорогах. Ожидаем, что в связи с этим вырастет число зарядных станций как в сети нашей компании, так и в целом по стране. Зарядная инфраструктура делает невозможной установку "монополии на розетку". Мы понимаем, что наша сеть не будет работать в одиночку - будет развиваться конкуренция, что всегда положительно влияет на разнообразие и качество оказываемых услуг.

- Какие планы у "Белоруснефти" по развитию сети зарядных станций?

- Если сейчас наша сеть рассчитана на 9 тыс. электромобилей, то буквально через два года эта цифра вырастет до 35 тыс. В этом году в наших планах открытие 180 зарядных станций, в 2021 году - 190. Мы развиваем сеть в городе и на трассах. Уже закрыли основные магистрали. В первую очередь делаем акцент на Минск - именно там находятся потенциальные точки роста - а затем на областные центры.

Что касается стратегии развития, она предусматривает несколько направлений. Первое - медленные зарядные станции. Это публичные локации, госорганы, площади. Данное направление мы уже завершили. Кроме того, довольно динамично развивающийся сектор - каршеринг для электромобилей. С учетом этого в спальных районах были установлены комплексы "быстрозарядная станция - медленная зарядная станция". И третье, основополагающее, направление развития - быстрые зарядные станции мощностью 50 кВт, устанавливаемые в городе возле торговых центров, вокзалов, транспортных узлов, которые позволяют за полчаса зарядить электромобиль на 120-150 км. За время пребывания в магазине, на вокзале можно получить существенный объем заряда.

На трассах мы будем двигаться в сторону увеличения мощности, чтобы экономить время автолюбителей. С 2019 года перешли на установку станций мощностью 120 кВт, в этом году это уже будет 150-180 кВт. Соответственно за полчаса электромобиль может зарядиться до 150-200 км. Понимаем, что будущее за супербыстрыми зарядными комплексами мощностью 350 кВт, которые за четыре минуты пополняют батарею почти на 200 км.

Должен заметить, что интерес к этому направлению есть и у банковских структур. У нас идут успешные переговоры с Европейским банком реконструкции и развития, Европейским инвестиционным банком, Евразийским банком развития. Уже есть результаты. Буквально несколько недель назад японское правительство выделило ЕБРР транш в размере 800 тыс. евро на исследование белорусского рынка с последующими выводами о технических решениях по развитию супербыстрых зарядных комплексов.

Валерия ГАВРИЛОВА


Источник: БелТА
Рассказать друзьям:
Читайте нас в Telegram - byfin
Читайте также:
Обсуждение
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
111
Сейчас читают:
Заявка на кредит
После отправки заявки Вам перезвонит
сотрудник банка.
Заявка на кредит
После отправки заявки Вам перезвонит
сотрудник банка.
Заявка на вклад
После отправки заявки Вам перезвонит
сотрудник банка.
Заявка на карточку
После отправки заявки Вам перезвонит
сотрудник банка.
Заявка на продукт
После отправки заявки Вам перезвонит
сотрудник банка.
ЦБУ ЗАО «Банк «Решение» № 07/01
Минск, ул. Сторожовская, 8
Спасибо, что поделились с нами Вашим мнением
Пожалуйста, авторизируйтесь для публикации:
  • c_g
  • c_ok
  • c_f
  • c_vk
Пожалуйста, авторизируйтесь:
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Комментарий отправлен
После модерации Ваше сообщение будет опубликовано
Ваша заявка принята
Скоро с Вами свяжется сотрудник банка.
Ваша новость отправлена
Спасибо за активное участие в развитии портала!

Ничего не найдено

placeВыберите свой населенный пункт

Кликнув по названию города, вы сможете читать новости своего региона в отдельной рубрике на главной странице, а также следить за курсами валют именно вашего города.

Нужен кредит?
  • thx