Лучшие курсы
ПОКУПКА I ПРОДАЖА
USD 2.045 2.075
EUR 2.031 2.327
RUB100 3.150 3.280
НБРБ
18.06.2019
USD 2.062
EUR 2.3119
RUB 100 3.2085
Ваш город
Беларусь

Легко ли создать стартап в Беларуси?

0
166
Автор: Анна Ломако
10.06.2019 08:29
Шрифт:
  • -
  • +

О вдохновении, коллективной работе, сложностях продажи разработок и многом другом.

Легко ли создать стартап в Беларуси? Вдохновленные примерами крупных и высокотехнологичных проектов из Беларуси, такими, как Viber и MSQRD, последние годы наши IT-шники активно создают стартапы. Byfin.by решил узнать о том, что нужно, чтобы заниматься стартапами, у серийного IT-предпринимателя, разработчика с 17-тилетним стажем, основателя конструктора сайтов Staronka.by, конструктора виджетов Gutarka.by  и других сервисов для бизнеса Егора Курьяновича.

staronka_096.jpg

— Как давно вы занимаетесь стартапами?

 Свой первый проект я начал в 2003 году. Это была браузерная компьютерная игра. Занимался этим проектом во время учебы и несколько лет после.

После учебы, когда я уже начал работать, я собрал команду. Нас было четверо: я, два человека из Минска и один — из Воронежа. Мы разрабатывали игру в течение четырех лет. Состав команды менялся, ни у кого из нас не было опыта создания, продвижения и управления проектами.

В 2007 году у меня была хорошо оплачиваемая работа, и все деньги я тратил на содержание офиса, приезжал туда вечером и продолжал разработку. В этом же году мы поехали в Москву на конференцию разработчиков игр. Там нас очень лихо отрезвили комментарии опытных работников индустрии. Мы вернулись домой демотивированные, и после этого проект заглох.

— Но на этом проекте вы не остановились. Что было дальше?

 После неудачного опыта длительной работы в команде я решил сделать проект самостоятельно. В конце 2008 года я написал qb.by («Кьюби»).  В то время был популярен белорусский интернет: внешний интернет был очень дорогим, а внутри Беларуси был собственный пиринг и внутренние сервисы, которыми люди пользовались, не выходя в Интернет внешний. Скорость во внутреннем была гораздо выше. Я разработал «Кьюби» – набор небольших сервисов, которых тогда не было в байнете: сокращатель ссылок, поисковик, записки, обмен файлами, твиттер-трансляции и так далее  – и разместил это все на собственном сервере. «Кьюби» был очень популярным: по статистике им воспользовались более миллиона белорусов, то еесть каждый десятый белорус.

Спустя год, в январе 2010 года, я за четыре дня рождественских выходных сделал еще один проект «Идейник». Людям, у которых так же много идей, как у меня, предлагалось складывать их в облако и отмечать ключевыми словами. Потом можно было вернуться к старым идеям по поиску ключевого слова.

Я рассказал про «Идейник» на Хабрахабре, и про него стали много писать. «Идейник» имел английскую версию; он был моим первым сервисом, рассчитанным на международную аудиторию. Этот сервис «взлетел» в других странах, его посещали все – от Аргентины до Японии.

Спустя почти год, в конце 2010-го, получив опыт создания популярных и международных сервисов, я решил снова попробовать создать игру. Собрал команду, мы начали делать игру про космос и корабли – FAR7.  Буквально через полгода компания Mozilla объявила конкурс на создание игр на только появившемся HTML5. Мы только закончили техническое демо игры и решили поучаствовать. В итоге наша игра победила в номинации Best Technology и получила освещение в западной прессе. А через год, в 2012-м, FAR7 был признан лучшим проектом на конкурсе IT-JUMP, а затем и лучшим игровым проектом 2012 года. После мне даже предложили написать книгу про HTML5, которая вышла на английском и испанском языках.

— Что случилось с FAR7?

— У нас была уже готовая игра, были платящие пользователи. Еще несколько лет мы пытались запустить игру на массовый рынок. Но тут-то и выяснилось, что сделать продукт и продать его — совершенно разные вещи. Опыта привлечения клиентов у нас не было. Из-за того, что мы не смогли создать устойчивый денежный поток, команда не могла эффективно работать над развитием продукта. Энтузиазм постепенно угас, и все разошлись.

В 2014 году мне предложили поучаствовать в другом проекте. Так мы начали разработку конструктора одностраничных сайтов «Старонка», который изначально проектировался как бизнес и до сих пор работает, развивается и не планирует сбавлять обороты. В команде сразу были люди с опытом продаж, готовые взять эту работу на себя.

В 2014 году мы начали делать проект, а в 2015 году запустили сервис «Старонка». В 2016 году запустили умный чат-бот «Гутарка», в 2017-м — конструктор интернет-магазинов «Кошык», а в начале 2019 года – инвойсинг-платформу «Рахунак». Все наши сервисы объединены на платформе SaaS-продуктов для бизнеса “Менавита”.

— Какова судьба «Идейника» и «Кьюби»?

 Они «умерли». И этому есть, как минимум, две основные причины: они работали без команды и были бесплатными. Команда должна поддерживать существование любого сервиса. Сначала была кривая роста, потом плато, потом — постепенный спад пользователей. На определенном этапе, когда интерес к «Кьюби» у нормальных людей спал, его начали использовать спамеры для сокращения ссылок. Антиспамовые агентства писали мне письма с угрозами. Тогда я решил просто закрыть проект.

Это как с заведением, которое вышло из моды: его проще закрыть, чем содержать. Так было с «Кьюби» и с «Идейником», эти проекты прожили почти шесть лет с 2009 до 2015 года –  достаточно долгий срок для технологии. Сейчас технологии обновляются раз в год, и уже никому не нужен прошлогодний код, его проще выкинуть и написать новый.

— Какими выводами вы можете поделиться с нашими читателями, исходя из своего впечатляющего опыта создания стартапов?

 Первая игра научила меня, как управлять командой, как собирать ее и взаимодействовать с ней. Раньше такого опыта у меня не было. Это был первый опыт работы в команде и профессионального общения с людьми. «Кьюби» научил меня работать с большой аудиторией. Мне постоянно писали люди, причем большая часть из них –  какие-то обидные вещи. «Идейник» научил меня работать со всем миром. FAR7 –  это самый большой провал в моей жизни. У нас была крутая игра и хороший движок. Но, чтобы стать популярным, нужно тратить деньги и силы на работу с аудиторией, на ее привлечение. Сделать проект – это меньше, чем половина работы.

Команда. Люди в команде могут добиться гораздо большего вместе, чем поодиночке. Эффект синергии команды способен дать впечатляющий результат. В  Беларуси можно делать проекты, которые будут востребованы во всем мире. В мире не все еще готово. Техническая реализация продукта — это не самое главное, важнее всего – иметь в команде человека, который сможет привлекать клиентов.

Все не навсегда, каждый проект имеет свой срок жизни, поэтому нужно нормально относиться к смерти проекта. Многие проекты, за которыми я наблюдал в 2007 году, уже мертвы, и в этом нет ничего плохого, нужно всегда двигаться вперед.

Каждый проект предлагали купить, но мне тогда не нужны были деньги. Я же был рок-звездой! Я зарабатывал какие-то бешеные деньги, получал шесть средних зарплат в месяц, а после работы делал свои проекты. Но теперь все по-другому, мне интереснее работать на себя и заниматься чем-то более полезным для общества.

 

— Как вы думаете, изменились ли условия для работы стартапов в Беларуси с момента вашего первого проекта?

За прошедшие 10 лет в Беларуси все кардинально изменилось — проходит множество мероприятий, причем как платных, так и бесплатных. На таких мероприятиях людей обучают как основам бизнеса, так и более продвинутым техникам, подходящим под IT-бизнес. А количество технических конференций с пары в год в 2009 году увеличилось до сотни в 2019-м.

— Какими качествами должен обладать IT-предприниматель? Что для этого нужно?

IT-предпринимателю нужны те же самые качества, что и предпринимателю обычному: решительность, целеустремленность, гибкость и любовь к своему делу. Хотя, пожалуй, гибкости может потребоваться намного больше, чем в обычном деле. Есть целая культура гибких методологий в разработке, а парадигма lean startup требует быстрой изменчивости под клиента.

— Какие возможности есть сейчас для развития своих технологических проектов?

Сегодня — это время, когда проще всего начать свой технологический проект. Развитие технологий идет непрерывно — то, что в 2009 году разрабатывалось месяцами, сейчас можно сделать за пару дней. С другой стороны, низкий порог входа, конечно, повышает конкуренцию. Но в Беларуси ее практически не чувствуется из-за ориентации большинства наших айтишников на аутсорсинг.

Источник: Byfin.by
Рассказать друзьям:
Читайте нас в Telegram - byfin
Читайте также:
Обсуждение
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
111
Сейчас читают:
Заявка на кредит
После отправки заявки Вам перезвонит
сотрудник банка.
Заявка на кредит
После отправки заявки Вам перезвонит
сотрудник банка.
Заявка на вклад
После отправки заявки Вам перезвонит
сотрудник банка.
Заявка на карточку
После отправки заявки Вам перезвонит
сотрудник банка.
Заявка на продукт
После отправки заявки Вам перезвонит
сотрудник банка.
ЦБУ ЗАО «Банк «Решение» № 07/01
Минск, ул. Сторожовская, 8
Спасибо, что поделились с нами Вашим мнением
Пожалуйста, авторизируйтесь для публикации:
  • c_g
  • c_ok
  • c_f
  • c_vk
Пожалуйста, авторизируйтесь:
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Комментарий отправлен
После модерации Ваше сообщение будет опубликовано
Ваша заявка принята
Скоро с Вами свяжется сотрудник банка.
Ваша новость отправлена
Спасибо за активное участие в развитии портала!

Ничего не найдено

placeВыберите свой населенный пункт

Кликнув по названию города, вы сможете читать новости своего региона в отдельной рубрике на главной странице, а также следить за курсами валют именно вашего города.

Нужен кредит?
  • thx