Сотрудничество с маркетплейсами стремительно набирает обороты среди продавцов. Маркетплейсы достаточно удобный вариант для начала торговой деятельности. К плюсам такой торговли можно отнести быструю регистрацию на площадке, быстрое размещение карточек товара, удобная загрузка остатков товара.
При всей привлекательности такой торговли, существует немало скользких моментов при торговле на маркетплейсах. Алгоритмы работы портала маркетплейса могут меняться практически ежедневно. Меняется все: размеры комиссии с продаж, стоимости и условий логистики, приемки, хранения, возврата товаров, пеней, штрафов, акции, рекламные компании и прочие условия и правила в работе. Очень важно отслеживать все эти изменения, так как все комиссии, штрафы, пени вычитаются из вознаграждения продавца (суммы, на которую продан товар).
В числе проблем, с которой сталкиваются продавцы при работе с маркетплейсами, особое место занимают необоснованно выставленные штрафы. В связи с этим важно понимать правовую природ договора, на основании которого осуществляется торговля на маркетплейсах. Как правило, договор-оферта, заключаемый между продавцом и маркетплейсом, содержит в себе признаки агентского договора.
Согласно нормам Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 1005 – 1011) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. Принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в порядке и на условиях, установленных в агентском договоре. В ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. При отсутствии в договоре соответствующих условий отчеты представляются агентом по мере исполнения им договора либо по окончании действия договора. Если агентским договором не предусмотрено иное, к отчету агента должны быть приложены необходимые доказательства расходов, произведенных агентом за счет принципала.
В то же время, сложившаяся в последнее время практика говорит о том, что маркетплейсы производят удержания с продавцов штрафов, не предусмотренных условиями договора. При этом никакого обоснования произведенным удержаниям маркетплейс не предоставляет.
Приведем пример из судебной практики
Между Продавцом (Истец) и Маркетплейсом (Ответчик) заключен договор-оферта (далее – Договор) о реализации товара на торговой площадке Маркетплейса.
Согласно условиям Договора Продавец поручает, а Маркетплейс принимает на себя обязательство за вознаграждение совершать от имени и за счет Продавца сделки по реализации товаров, принадлежащих Продавцу на праве собственности физическим лицам, приобретающим товары на торговой площадке Маркетплейса. Маркетплейс от имени Продавца принимает оплату за товары от Покупателей и передает вырученные от реализации товара денежные средства Продавцу. Еженедельно Маркетплейс предоставляет Продавцу отчет о продажах за отчетный период.
Маркетплейс предоставил Продавцу отчет, согласно которому сумма к выплате указана с учетом удержаний. Далее в отношении указанного отчета появилась информация о прочих удержаниях (штрафах) из суммы, подлежащей оплате Продавцу. Однако никаких документов в обоснование удержания штрафов Продавцу предоставлено не было. Продавец обратился к Маркетплейсу с претензией о неправомерном начислении и удержании штрафов, не указанных в Договоре. Претензия осталась без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения Продавца в суд.
Заявленные исковые требования были удовлетворены судом в полном объеме исходя из следующего.
Согласно статье 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
Статьей 1006 ГК РФ установлено, что принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и порядке, установленном в агентском договоре.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1008 ГК РФ в ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и сроки, которые предусмотрены договором. При отсутствии в договоре соответствующих условий отчеты предоставляются агентом по мере исполнения договора либо по окончании действия договора.
Статьей 309 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованием закона. В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не допускаются.
Сумма, подлежащая выплате Истцу за отчетный период указана Ответчиком с учетом произведенных удержаний (штрафов). При этом Договором указанные штрафы не предусмотрены. Учитывая, что в ходе рассмотрения дела судом, доказательств, подтверждающих обоснованность начисления и удержания штрафа по отчету, Ответчик не предоставил, суд приходит к выводу, что спорные денежные средства удерживаются Ответчиком без оснований.
Ответчиком было указано на несоблюдение Истцом досудебного порядка урегулирования спора. Указанные доводы также были отклонены судом в связи со следующим. Условиями Договора предусмотрено, что любая переписка сторон, включая направление уведомлений, претензий, первичных документов, осуществляется исключительно через портал. Истцом были направлены возражения на отчет Ответчика через портал. Помимо этого, Истцом была направлена досудебная претензия, которая также направлена через Портал. Что свидетельствует о соблюдении досудебного порядка способом, установленным в Договоре[1].
Таким образом, наиболее эффективным способом защиты при незаконно выставленных штрафах от маркетплейсов является обращение за судебной защитой. В таком случае маркетплейсу придется доказывать, что начисление и удержание штрафов произведено правомерно и основано на условиях договора. В случае не предоставления таких доказательств суд будет на стороне продавца.
Подробнее на https://e-sud.by/useful/blog/67648
Кликнув по названию города, вы сможете читать новости своего региона в отдельной рубрике на главной странице, а также следить за курсами валют именно вашего города.