Давайте начнем с вопроса, а нужно ли в принципе тратить время на разработку стратегии, когда неопределенность зашкаливает и внешняя среда меняется каждый день.
На самом деле, именно в период неопределенности, стратегия приобретает наибольшую актуальность, т.к. позволяет выработать решения, которые помогут бизнесу быть устойчивым.
При этом нужно понимать, что стратегия – это процесс. Для того, чтобы стратегия была «живой» необходимо хотя бы раз в квартал ее пересматривать и адаптировать под меняющуюся внешнюю среду.
Стратегия – это не то, что высечено в камне. Согласно Джону Дорру (автору книги «Измеряйте самое важное»), только 6% компаний ежеквартально возвращаются к своим целям и корректируют стратегию. При этом компании, в которых внедрен стратегический процесс, растут в 3 раза быстрее, чем те, кто хранит стратегию на полке.
Стратегия – это про выбор вектора для направления усилий и ресурсов, которые всегда ограничены. Она позволяет определить ключевые продукты и направления, отказаться от лишних активностей, поглощающих ресурс компании, в том числе время ключевых руководителей и собственника. Стратегия, как маяк, помогает держать фокус на главном, а не сваливаться в операционные задачи, которые имеют свойство заполнять собой все рабочее время.
Какие же задачи решает стратегическая сессия? Традиционно, стратегическую сессию проводят для достижения определенных «твердых» результатов, таких как:
Но существует несколько не менее важных, но сложно осязаемых задач в категории «мягких» результатов. Таких как: сплотить команду, достичь ясных договоренностей по ключевым вопросам, поднять уровень энергии команды и дать импульс на достижение сложных целей.
Все больше на первый план в запросах заказчиков выходят задачи, связанные с командой. И это абсолютно обоснованно. Согласно исследованию, проведенному компанией Gartner, только 43% сотрудников готовы были поддержать программы трансформации в 2022 году, в то время как в 2016 году этот показатель составлял 74%. При этом резко возросло среднее количество проектов трансформации – с 2 в 2016 году до 10 в 2022 году. Высокая скорость изменений, конкурентная среда, накопленная усталость приводит к тому, что компаниям все больше усилий нужно уделять эмоциональной составляющей работы. Не так сложно составить план или дорожную карту, гораздо сложнее заручиться поддержкой людей, которым предстоит это план реализовывать.
Таким образом, помимо «твердых» результатов сессии в виде принятых решений, разработанных планов и дорожных карт, не менее ценным результатом является возникшее между людьми новое качество связей и договоренностей.
Качественно проведенная стратегическая сессия – это всегда микс «твердых» и «мягких» подходов, где в «твердой» части мы опираемся на стратегические фреймворки (например, PESTEL, SWOT, BSC) и обсуждаем конкретные показатели, направления развития, продукты. А работа с «мягким» слоем помогает найти цели, которые бы «зажигали» команду, проработать сопротивление, выявить препятствия, обсудить «неудобные» вопросы, которые могут тормозить команду.
И профессионализм ведущего заключается в том, чтобы подбирать нужную пропорцию «твёрдого» и «мягкого» подхода в зависимости от потребностей компании. Если этот баланс не соблюден, сессия рискует превратиться в тимбилдинг, где мы классно провели время, зарядились, но по итогу нет согласованного портфеля стратегических активностей и понимания что, кто и когда делает для их реализации.
Если же мы придерживаемся только «твердого» подхода, то продуктом сессии может стать очередной «сухой» план и формальное согласие участников.
Согласно исследованию Bridge Consultancy, только 52% компаний успешно реализуют свои стратегии. Формальный план и отсутствие реального «контракта» между ключевыми игроками является одной из причин такой печальной статистики.
Итак, на что нужно обратить внимание при выборе провайдера для проведения стратегической сессии.
Желаю вам успешных и продуктивных сессий!
Кликнув по названию города, вы сможете читать новости своего региона в отдельной рубрике на главной странице, а также следить за курсами валют именно вашего города.