Как сделать свой фестиваль, и во сколько это обойдется

31.05.2018 15:55:05 Просмотров:456

Индустрия развлечений – сфера, в которой вертятся действительно громадные деньги. Вспомните постоянную конкуренцию между «Marvel» и «DC». В самом деле думаете, что последние недолюбливают конкурентов только из-за того, что те недостаточно готичные и атмосферные? Как бы ни так. Создатели зарабатывают баснословные «деньжищи» на тиражах комиксов и штампуют все новые фильмы с полюбившимися публике героями. В 1992-ом Николас Кейдж приобрел Actiom Comics No.1 за $82,5 тыс. Всего в мире есть лишь 9 таких изданий. При этом считается, что именно этот выпуск оказал влияние на последующий дизайн всех комиксов. В 2000 году дом знаменитости оказался ограблен, а раритетный комикс похищен. О нем ничего не было слышно ровно десять лет. Но в 2012-ом редкое издание снова появилось на торгах, однако цена его «подскочила» уже до $2,89 млн. Вот вам и комикс… Поклонники во всем мире готовы платить невероятные суммы за дорогие их сердцу издания, они активно посещают тематические мероприятия, а фесты – место, где могут погрузиться в любимый мир люди самого разного возраста. Но как с этим обстоят дела в Беларуси? Мы поговорили с создателем фестиваля индустрии развлечений в городе Витебск «RudyCon» Владиславой Чураковой о том, легко ли создать в Беларуси массовое мероприятие, и затратно ли это.

Владислава Чуракова

-Как вам пришла в голову идея создания собственного фестиваля в Беларуси?

-Все началось с того, что я хотела сделать серию лекций по комиксам, так как я их обожаю и разбираюсь в этом. А потом я посидела и подумала о том, что в Минске фесты есть, в Гомеле – тоже, а в Витебске почему их нет? Это же культурная столица… То есть - надо делать! Только меня ведь никто не предупредил, что такие фестивали делаются за год, а не за месяц. В итоге я сделала за месяц.

-Не возникало сомнений в том, что в Беларуси вот так запросто случайный человек может организовать что-то настолько масштабное?

-Нет, скорее, это был вопрос: смогу или не смогу?

-Сразу в лоб такой вопрос: сколько нужно было денег?

-Нужно учитывать, что я договорилась с помещением по договору подряда, то есть помещение уже имело все разрешения для проведения подобного мероприятия. Так что мне понадобилась примерно одна моя обычная зарплата за месяц.

-Все равно ведь пришлось искать для мероприятия инвесторов?

-Я искала не инвесторов, а партнеров, которые предоставляли призовой фонд, которые могли что-то подвезти, отдать.

-И они все это делали на добровольных началах?

-За рекламу. Например, магазины, которые давали призовой фонд: «Оkami.by», «Комікс крама», «Akihabara». Мы с ними договаривались на бартер: ребята дают нам призовой фонд, а мы им – место, где они могут спокойно продавать свою продукцию.

-А как же остальные люди, которые помогали с организацией фестиваля? Ведущие, жюри и другие помогали просто так?

-Дело в том, что люди, которые были задействованы в фестивале, это все мои друзья или знакомые, которых я сагитировала на это. Получилось так, что я пришла, сообщила идею, сказала, что будет «бомба», и что надо делать. Мне ответили: «Клево, но мы не знаем, как это делать. Ты в этом разбираешься, так что за дело!».

-Как вы искали партнеров?

-Тут стоит упомянуть, что в Беларуси кроме нашего есть еще четыре фестиваля. И я, как умный человек в кавычках, начала ко всем этим фестивалям «лезть», писать о том, что мы организовываем фест и не знаем, с чего начинать, как и что делать, подскажите, помогите и прочее. Некоторые отреагировали не сильно позитивно. Но один из фестов – «UNICON» – самый масштабный в Беларуси фестиваль - начал нам подсказывать.

-Как вы считаете, что нужно знать человеку, который хочет создать свое масштабное мероприятие в Беларуси?

-Что ему нужно «затариваться» валерьянкой (смеется – прим. ред.), так как это не просто потеря времени, это огромная трата нервов. Также нужно разбираться во всей это сфере, например, у нас тематика – индустрия развлечений, то есть комиксы, фильмы, сериалы и прочее. Нужно разбираться в том, что делаешь. У нас еще нужно было разбираться в косплее. Потому что на таких фестивалях самая яркая фишка – это косплей, где «идут» номинации. А для номинаций нужно уметь составить нормальный регламент, по которому ты принимаешь заявки на косплей. Нужно знать, где это все разместить, как пропиариться.

-Хорошо ли окупаются такие фестивали в Беларуси?

-В основной, все эти фесты – не коммерческие. Заработать на этом – это большая проблема, так как организатор тратит много времени, сил и денег, но получается, что делает это ради идеи, а не чтобы заработать.

-Были ли какие-либо законодательные «проволочки» во время организации феста?

-В прошлом году – нет. Так как я работала в помещении по договору подряда. Я была как приглашенный организатор. А если ты хочешь провести именно сам фест, то тебе нужно начинать пробивать кучу разрешений: начиная от основного разрешения в горисполкоме твоего города, чтобы дали добро на проведение массово-культурного мероприятия, заканчивая разрешением по торговле, согласованием с разными инстанциями. То есть просто бегаешь и все это выбиваешь.

-Что нужно для того, чтобы горисполком согласился?

-Просто прийти и написать заявление о том, что я такая-то, официально либо «ипэшник», либо представляю какую-либо компанию и хочу провести мероприятие. А дальше начинаешь рассказывать о самом мероприятии: что там будет, какие цели оно преследует, на что направлено, в чем суть всего мероприятия. И пишется вот такое большое заявление.

-То есть нужно быть «ипэшником»?

-Конечно. Ведь никто банально не будет заключать с тобой договор об аренде, если ты не являешься юридическим лицом.

-На прошлом «RudyCon» люди с трудом вмещались в зал, столько внимания он привлек. То есть сейчас вам надо заплатить за аренду помещения побольше. Где собираетесь брать столько денег?

-Есть два варианта: либо организатор берет деньги со своего кармана, либо привлекает партнеров и инвесторов.

-То есть к летнему фестивалю вы будете уже с инвесторами?

-Да, та как у меня в кармашке не валяются 5-10 тысяч долларов, а меньше крупные помещения у нас не стоят.

-Что нужно для того, чтобы снять такое помещение?

-Нужно с арендодателем заключить договор на официальной основе, где прописывается, что они предоставляют, на какое количество времени и за какую сумму.

-Так, вот 5-10 тысяч долларов на помещение, а ведь еще нужно напечатать билеты, бейджики и другое. Сколько в сумме обходятся затраты?

-Все зависит от объема. Напечатать билеты, бейджики, флаера и даже браслетики – это небольшая сумма. Самая значительное из расходов – стоимость баннеров. Остальное не особо дорого. Хотя если ориентируешься на аудиторию свыше 1,5 тысяч человек, то там, конечно, и это выходит в копеечку.

-Вы регистрировали «RudyCon» как товарную марку, глядя на горький опыт известного «Хигана»? (Прим. ред. - Предприимчивый молодой человек зарегистрировал на себя «имя» популярного фестиваля и сообщил, что если организаторы хотят провести фест – нужно заплатить)

-Нет. Насколько я знаю, ни один из белорусских фестивалей не зарегистрирован как товарный знак или марка, так как это фестиваль, это идея, это «движуха». Люди, по факту, на волонтерских началах все в этом участвуют. Никто не пытается на этом заработать денег, да и не думаю, что это реально. Скорее, туда можно «вкинуть» много денег, но не факт, что их «отобьешь». Как я понимаю, речь об истории, где нашелся один «умный» мальчик, решивший очень легко заработать денег с идеи, которой больше 12-ти лет. Только он забыл, что за любой идеей стоят люди, и что даже если ты выкупишь название и саму идею, то ты не сможешь забрать целевую аудиторию самой идеи. Потому что люди, которые любят этот фестиваль, пойдут за организаторами даже в случае, если они поменяют название. Люди не пойдут за какой-то товарной маркой, ведь они в первую очередь доверяют людям. Они пойдут искать информацию в старую группу в социальной сети или на старый сайт, а там то, что пишут создатели.

-Из ваших слов можно сделать вывод, что вы не планируете никакой финансовой выгоды в будущем с фестиваля, так ли это?

-Финансовая выгода – это, конечно, хорошо и приятно, но я не уверена, что с этого ее можно у нас получить. Отбить свои деньги – да, вполне возможно, но заработать в плюс – нет. Тем более, что даже если у тебя цель заработать, то не факт, что ты это сделаешь. Потому что организация любого мероприятия – это вещь нестабильная. Нельзя угадать, сколько людей придет, понравится ли им. Может прийти 600 человек, а может и 200, и ты будешь в страшном минусе сидеть и думать, в какой кредит лезть, чтобы достать деньги и расплатиться.

-Но за идею человек не поест…

-Поэтому у каждого из организаторов есть параллельно своя работа.

-Вы обращались к юристу с вопросами по поводу проведения фестиваля?

-Благо, у меня есть знакомы-юристы. Меня всегда спасало, что у меня очень много знакомых, которым мне хватает наглости позвонить или написать. А иногда писать даже незнакомым людям, ведь за спрос не бьют в нос. Тем более, организация – не такое дело, когда можно себе позволить сидеть и стесняться позвонить.

Сегодня ты застесняешься, завтра – потеряешь время, послезавтра – не успеешь.

-Грубо говоря, чтобы быть организатором, нужно быть наглым человеком?

-Да. Если взять наш фестиваль, то там действует то, что мы не делаем акцент ни на западные, ни на восточные источники, у нас нет такого разделения, как, к примеру, у «Хигана» или «UNICON». То есть тема, в которой нужно разбираться, становится в разы больше, и нужно больше людей.

-И целевая увеличивается прилично, должна быть хорошая прибыль и посещаемость…

-В теории - да, но все равно нельзя угадать, вдруг все решат, что мероприятие неинтересное или по другим обстоятельствам много людей не сможет приехать или прийти. Это все нельзя продумать и рассчитать.

-У вас в команде человек зарегистрирован в качестве ипэшника, так как занимается фотосъемкой. Именно он брал на себя оформление всех документов. Нужно ли было ему оплачивать какой-то дополнительный взнос, так как это другая сфера деятельности?

-Мы думали, что с него что-то потребуют, так как да, деятельность не та, но ничего не предъявили.

-Дайте рекомендацию, с чего стоит начинать? Вот появилась у человека идея, а дальше что?

-Дальше нужно сесть и расписать на бумаге эту идею, чтобы посмотреть, хорошая она или плохая. Ведь в голове представляется одно, а на бумаге может выглядеть совсем иначе. Потом нужно думать, что необходимо для реализации, например, помещение, аппарат, конструкции для стендов, партнеры. Все это прописывается списком, а дальше нужно сидеть и думать, где все это достать. Конечно, нужно подсчитать, сколько это по деньгам выйдет. Когда все подсчитано и продумано – можно начинать связываться с людьми, оформлять разрешения и заключать договора. Звучит просто, но все это делается не за один день и даже не за один месяц. И каждый вопрос включает в себя еще сто вопросов, на которые нужно найти ответ, если ответа не найдешь – придется либо отметать эту часть, либо продумать, чем другим ее заполнить.

Автор: Кристина Смольянова
Курсы валют
  • Лучшие курсы
  • ВНБРБ
Доллар США 1.992 1.997
Евро 2.32 2.33
Российский рубль 3.152 3.16
Украинская грива 7.61 7.7

Все курсы
Доллар США
Евро
Российский рубль

Все курсы