Можно ли заработать на искусстве в Беларуси

30.12.2017 12:51:00 Просмотров:1042

В обществе давно закрепился стереотипный образ художника-бродяги, частенько «пьяненького» и бедного. При этом во многих странах за немыслимые деньги продаются работы современных творцов. Но есть ли в Беларуси возможность зарабатывать исключительно на искусстве? Мы решили узнать об этом непосредственно у самих художников.

Лилия Курак – художник

На фото: Лилия Курак

Первой на наши вопросы ответила представительница молодежи в мире искусства.  Лилия Курак – художник. Она окончила Минский государственный художественный колледж имени А. К. Глебова со специальностью «живопись станковая». В настоящее время Лилия преподает детям рисование и творчество, а также занимается с ними каллиграфией.

-В твоем детстве было достаточно возможностей, чтобы развивать в себе художественные способности?

 -Я из Каменца – небольшого городка, расположенного в Брестской области.  Художественной школы раньше там не было, кружка по рисованию – тоже. Примерно когда я была в 7 классе, у нас открылась художественная школа, так что я отучилась там 4 года, а после поступила в «Глебовку».

-Ты рисуешь на заказ?

-Раньше я рисовала карандашами шаржи, портреты. Тогда брала за формат А3 по 12 рублей и часто натыкалась на фразу: «Это очень дорого».  В то же время даже плохие художники берут за А3 не меньше 30 рублей. В итоге клиенты соглашались, потому что выбора особо не было.

«Брала за потрет на формате А3 - 12 рублей, и мне говорили, что это слишком дорого».

-Сколько денег ты тратишь на расходные материалы для картин?

Много. В качестве примера можно привести заказ на картину маслом. Часто заказчики хотят портрет, но когда устанавливаю ценник, снова слышу: «Знаете, это очень дорого». Вот уже в Минске полгода назад женщина заказала портрет на формате А3. Я ей объяснила, что холст – 30 рублей, минимальный набор из 12 цветов акрила – еще 30 рублей, за саму работу –15 рублей, а в сумме – 75 рублей. И снова услышала про «дорого». Конечно, если месяц до заказа, то производство можно удешевить, сделать самостоятельно холст, скинуть цену, но когда до заказа всего неделя…

-Чем ты занимаешься помимо рисования?

-Я довольно разносторонний человек. Умею шить, вязать, вырезать художественные вытинанки. Недавно я изготавливала клише по мотивам белорусских орнаментов «богатство», «молодость», «краса» и «весна». Изначально хотела с их помощью сделать отпечатки на сумку, но как-то друзья увидели и попросили сделать им на майки, так что кому-то вот так штамповала узоры.

-Как ты считаешь, можно ли заработать на искусстве в Беларуси?

-Если оказаться в нужное время и в нужном месте, то можно, но это бывает крайне редко. Будь я «чистым» художником, то считаю, что не выжила бы, даже если бы работала очень активно. Огромный пример – мои преподаватели в колледже: люди всю жизнь трудятся, выставляются в галереях, но почему-то никак не продаются.

«На искусстве в Беларуси можно заработать, если оказаться в нужном месте и в нужное время».

-Есть ли среди твоих знакомых примеры людей, которым удалось оказаться «в нужное время и в нужном месте»?

-Могу вспомнить девочку, которая училась со мной на потоке. Она попала на распределение в Wargaming в качестве дизайнера. Другая девочка делала серию фотографий для дипломной работы. На защиту дипломной пришли нужные люди и творения сразу «поехали» в Центр современного искусства. Так что удачи случаются.

-То есть получается, что в большинстве случаев художники работают просто «за идею»?

-Сейчас много людей искусства в Беларуси зарабатывают на фрилансе. Художники подрабатывают созданием логотипов, рисуют открытки для свадеб, визитки. «Идейные» люди встречаются редко. Часто верх берет здравый прагматизм.

«Много людей искусства в РБ зарабатывают на фрилансе. Верх берет здравый прагматизм».

Как мы видим, юные представители мира художников настроены довольно пессимистично по отношению к заработку на искусстве в Беларуси. Что же скажет «взрослое» поколение белорусских творцов?

Мы поговорили со свободным художником Евгением Кутаркиным. Его арт-проект «Машина времени» открыт для посещения в Витебске. Евгений занимается графикой, а также создает изделия из различных материалов.

Мы поговорили со свободным художником Евгением Кутаркиным

На фото: Евгений Кутаркин. Фотограф: Анна Павленская

-С какими материалами вы работаете в своем творчестве?

-В настоящий момент я работаю фактически со всеми базовыми материалами: металл, дерево, безусловно, керамика, со стеклом - может быть в перспективе. Во всяком случае, керамика – это основной фундамент. Я, можно сказать, отдыхаю, когда работаю с другими материалами. В частности, с деревом и металлом, хотя металл я долгое время не любил только по той причине, что в школе не так преподнесли данный материал, и я его ненавидел лет до 30-ти.

Работы Евгения Кутаркина. Фотограф: Анна Павленская

-А что не так было с работой по металлу в школе?

-Были свежи воспоминания, когда детям выдают кусок трубы, ножовку по металлу, какой-нибудь «безумный» напильник, долгое время стоит лязг, скрежет, и к концу часто необходимо предоставить две равномерно обточенные шайбочки. Это было скучно, глупо, неинтересно и как-то очень врезалось в память. Представьте, как 20 человек одновременно лязгают молотками или скребут напильниками. Более неприятной обстановки вспомнить сложно. И в силу этих причин я с металлом довольно долго «не общался».

-Продаете ли вы свои изделия?

-Непосредственно для продажи есть магазинчик, где в максимальном ассортименте можно увидеть мои миниатюры. Они реализовываются исключительно на уровне сувениров.

Если рассматривать коммерческую плоскость, то в принципе я занимался продажами достаточно широко по всей Беларуси.

Думаю, что в идеале нужно совмещать заработки с творческими работами примерно 50 на 50, потому что делать упор либо в одну, либо в другую сторону я считаю неправильным, поскольку спонсоров у меня нет.  Когда ты сам себе спонсор, приходится выполнять какие-то коммерческие вещи, чтобы иметь возможность исполнять более интересные творческие штучки.

«В идеале нужно совмещать заработки с творческими работами примерно 50 на 50».

-Много ли денег уходит на расходный материал для изделий?

-Если рассматривать себестоимость керамики, то по большому счету расходы нулевые. Глина есть в неимоверном количестве у нас везде. Раньше я работал, можно сказать, «грузовиками». Самосвала мне хватало на год. Так «грузовик» превращался в напольные вазы, часы, тарелки, колокольчики. Впоследствии я решил заняться миниатюрой. Сейчас одного мешка глины мне хватает на 2 месяца. Так что с учетом моего небольшого запаса, глины мне хватит лет на 20.

-Есть ли у вас знакомые, которые в Беларуси зарабатывают только на искусстве и имеют хороший доход?

-Хороший доход – понятие растяжимое. Среди моих знакомых есть те, кто зарабатывают искусством и не голодают, а достаточно для них их дохода либо нет – нужно спрашивать уже у них.

Могу сказать, что если бы я зарабатывал только искусством, то вопрос был бы только в том, сколько времени я буду уделять этому аспекту. Если на это будет уходить 70% рабочего времени, то мне, безусловно, будет хватать.

-То есть вы считаете, что в Беларуси можно заработать на искусстве?

Я считаю, талантливый человек везде может заработать на искусстве.

«Талантливый человек на искусстве может заработать везде».

Как мы видим, мнения представителей искусства разделены. При этом молодое поколение творцов настроено менее оптимистично. Хотя возможно, что перспектива заработка в искусстве отличается от выбранной направленности творчества.

Автор: Кристина Смольянова
Курсы валют
  • Лучшие курсы
  • ВНБРБ
Доллар США 1.974 1.98
Евро 2.411 2.424
Российский рубль 3.465 3.493
Украинская грива 6.7 7

Все курсы
Доллар США
Евро
Российский рубль

Все курсы